Консистентные смазки в России - история развития.

Огромное значение в технике имеют материалы для смазки узлов трения. Срок работы любой машины, станка, агрегата зависит от выбора смазочного материала и правильности его применения.
Раньше в качестве смазочного материала применяли растительные масла и животные жиры. Но в связи с ростом потребности в смазочных материалах стало недостаточно растительных масел и животных жиров и, кроме того, они не всегда соответствовали требованиям, возникающим при усложнении существующих механизмов и создании новых. С развитием техники пришлось изыскивать новые виды смазочных материалов.
В России еще в 1865 г. начали изготовлять смазочные материалы из нефти. Русский купец Смолянинов в Муроме построил завод минеральных масел. В дальнейшем, в 1876—1879 гг., нефтепромышленник Рагозин по инициативе великого русского ученого Д. И. Менделеева построил впервые в мире два завода по производству смазочных минеральных масел: первый в г. Балахна, второй в Константинове (Ярославль).
Минеральные масла не сразу вытеснили растительные масла и животные жиры. Неумелое применение минеральных масел в первый период их использования очень часто приводило к увеличению трения в механизмах, их перегреву и воспламенению.
Известный русский ученый Н. П. Петров создал гидродинамическую теорию смазки, получившую мировое признание. Эта тория дает возможность правильно использовать минеральные масла и указывает основы проектирования узлов трения в механизмах.
С этого периода минеральные масла начали приобретать нее большее значение как смазочные материалы и почти полностью вытеснили растительные и животные жиры.
В настоящее время при широкой механизации, автоматизации производства, развитии станкостроения и приборостроения минеральные масла уже не всегда могут обеспечить надлежащую смазку разнообразных узлов трения сложных машин, точных приборов и механизмов. В новых механизмах, работающих при высоких температурах и нагрузках, минеральные масла не удерживаются на трущихся поверхностях и для них потребовалась специальная смазка. В некоторых агрегатах возникла необходимость закладывать смазку при их сборке. Потребовались также смазочные материалы, которые бы обладали универсальными свойствами, т. е. облегчали трение движущихся деталей и одновременно предохраняли их от загрязнения и корродирующего действия окружающей среды. В этих случаях стали применять густые мазеобразные продукты, которые были названы консистентными смазками.
Создание производства консистентных смазок в России относится к началу нашего столетия. Первой консистентной смазкой была колесная мазь, изготовленная из нефтяных остатков, загущенных кальциевыми мылами смоляных кислот.
Самую распространенную консистентную смазку — солидол— в России начали готовить в 1906 г.
Изготовление консистентных смазок в старой России носило кустарный характер. Только после Великой Октябрьской социалистической революции развитие производства консистентных смазок пошло быстрее. К 1940 г. в Советском Союзе изготовлялось около 65 тыс. т консистентных смазок в год.
В настоящее время производство консистентных смазок значительно увеличилось.
Область применения консистентных смазок расширяется с каждым днем. Большое количество специальных консистентных смазок требуется для обеспечения работы скоростных механизмов, а также механизмов, работающих в условиях очень низких и высоких температур, под непрерывным воздействием различных газов, паров и воды.
Широко используются консистентные смазки в открытых высоконагруженных гнездах трения, например, в шестернях прокатных станов. Большая группа консистентных смазок предназначена для смазки механизмов и приборов управления самолета. Углеводородные консистентные смазки являются незаменимым защитным материалом при длительном хранении деталей.
Консистентные смазки находят применение в металлорезании, а также в тех случаях, когда нужно уплотнить соприкасающиеся детали, устранить их скольжение.
Перед заводами нефтяной промышленности, производящими консистентные смазки, стоит задача совершенствования технологии их изготовления, снижения себестоимости, изыскания новых заменителей жиров.

Бесплатная консультация

Нужна помощь с выбором? Оставьте свой телефон и мы перезвоним вам, и проконсультируем,
подскажем и посоветуем лучшие варианты